На протяжении всей истории развития Российского государства к охране порядка и поддержанию общественного спокойствия в нем привлекалось население. Более семидесяти лет в нашем государстве создавалась система функционирования различных форм участия граждан в обеспечении правопорядка и общественной безопасности. В конце 80 начале 90 годов она была практически разрушена. МВД России рассматривает участие населения в охране правопорядка и общественной безопасности как одно из важнейших условий эффективной правоохранительной деятельности и принимает активные меры по возрождению общественных формирований. Службы и подразделения милиции общественной безопасности (патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные милиции, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних и др.) в решении стоящих перед ними задач широко взаимодействуют и опираются на помощь граждан и объединений правоохранительной направленности. Результаты социологических исследований ВЦИОМ показывают, что от 69 до 85 процентов граждан готовы сообщить информацию о готовящемся или совершенном преступлении, дать свидетельские показания, оказать содействие в охране общественного порядка или личного имущества. В последнем опросе, проведенном новосибирской добровольной молодежной дружиной «Северный волк» по НСО, приняли участие 150 жителей Бердска и Новосибирска. 77% респондентов считают, что Добровольные молодежные дружины могут оказать реальную помощь в охране общественного порядка, более того 58% опрошенных безусловно готовы оказать помощь в работе сотрудникам милиции. Существуют различные формы участия граждан в обеспечении правопорядка общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, добровольные объединения по охране общественного порядка, женсоветы, молодежные советы, городские оперативные отряды, общественные пункты охраны порядка, добровольные молодежные и народные дружины, отряды содействия милиции. Для примера:
- в г. Екатеринбурге, Тюменской, Кировской, Курганской областях - дружины по охране общественного порядка, специализированные дружины по линии ГИБДД, патрульно-казачьи дружины, студенческие отряды охраны общественного порядка;
- в Костромской, Архангельской, Пензенской областях - Советы общественности, добровольные народные дружины, группы поддержки участковых уполномоченных милиции в сельской местности, молодежные оперативные отряды, внештатные сотрудники милиции;
- в Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях - добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений.
-в Красноярском крае действует Краевой штаб "Добровольной молодежной дружины" по охране общественного порядка, который объединил все действующие на территории края общественные молодежные формирования правоохранительной направленности;
- на территории Волгоградской области в охране правопорядка участвуют студенческие оперативные отряды дружинников, организованные Комитетом по молодежной политике и патриотической работе. Состав отрядов формируется и утверждается в начале каждого года из числа студентов, которые закрепляются за территориальными отделами милиции для участия в охране общественного порядка.
Для регламентирования деятельности общественных формирований в 62 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, в их числе:
Законы - "Об участии граждан в охране общественного порядка", "О добровольных народных дружинах", региональные и муниципальные программы профилактической направленности.
Постановления - "Об участии населения в охране общественного порядка", "Об утверждении положения о добровольных народных дружинах", "О мерах по усилению охраны общественного порядка".
Положения - "О добровольных народных дружинах", "Об окружных штабах добровольных народных дружин", "О деятельности молодежных студенческих отрядов".
В Удмуртии правовой основой создания отрядов стал Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", принятый в Удмуртской Республике 16 мая 2000 года. Именно он стал основой для создания и функционирования общественных формирований правоохранительной направленности.
При анализе региональных законов, регламентирующих участие граждан в охране общественного порядка, выделяются два основных недостатка:
- отсутствие финансовой мотивации граждан, участвующих в охране общественного порядка;
- незащищенность жизни и здоровья граждан, участвующих в охране общественного порядка.
Всего на территории России - более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в них числится более 363 тысяч человек. Сюда входят 17,4 тыс. народных дружин, в которых числятся около 214 тыс. человек, и 872 казачьих дружин, где числятся 45,4 тыс. человек и прочие формирования. Цифры говорят сами за себя - с участием дружинников в год раскрывается около 40 тысяч преступлений и выявляется свыше 400 тысяч административных правонарушений.
Анализ проведен Командиром Новосибирской Добровольной Молодежной Дружины Быковым Романом Юрьевичем
Источник: http://amfeon-dmd.livejournal.com/1122.html |